Что такое «функциональная грамотность»
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
О востребованности функциональной грамотности
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Примеры формирования функциональной грамотности
Рассмотрим пример по формированию читательской грамотности – основного направления в исследовании PISA.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения (метапредметный – так как формируется при изучении различных предметных областей).
Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому выстраивается группа вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.
Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не является набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.
Еще одним направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.
Возьмем предметы естественнонаучного цикла. По школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно идут процессы развития технологий, конвергенции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это все сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях.
Примеры заданий
Возьмем пример задания по математике. Есть предметный элемент содержания: вычисление диагонали квадрата или пространственной диагонали куба. Можно сформулировать учебную задачу по вычислению диагонали при заданной длине стороны. Но можно взять вполне практическую жизненную ситуацию: есть багажник конкретного автомобиля и есть, например, упаковка досок заданной длины. Требуется оценить возможность размещения досок в багажнике автомобиля. Доски достаточно длинные, так что по длине или ширине багажника не влезут. С одной стороны, задача в первом приближении сводится к вычислению диагоналей. Однако просто вычислить диагонали багажника недостаточно, ведь реальные доски имеют ширину и толщину. И в реальной жизни это необходимо учесть.
Составляющие функциональной грамотности
- Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
- Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
- Глобальные компетенции — это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
Нормативно-правовые документы и инструктивные письма
Федеральные
- Приказ Министерства Просвещения РФ № 219 от 06.05.2019 г. «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования РФ»
- Письмо Министерства Просвещения РФ № 03-1526 от 17.09.2021 г. «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства Просвещения РФ № 04-238 от 22.03.2021 г. «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Министерства Просвещения РФ № ТВ-94-04 от 26.01.2021 г. «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Министерства Просвещения РФ № 03-1510 от 14.09.2021 г. «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Региональные
Муниципальные
- Муниципальный план мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования «Город Адыгейск» на 2023-2024 учебный год
- Муниципальный план мероприятий направленный на-формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования «Город Адыгейск» на 2021 — 2022 учебный год»
Школьные
- Приказ № 87 от 14.09.2023 г. «О назначении ответственных лиц за организацию работы по функциональной грамотности в МБОУ «СОШ № 4 им. А.И. Хуаде» а. Гатлукай в 2023-2024 учебном году»
- Сведения о Рабочей группе по формированию и оценке ФГ МБОУ «СОШ №4 им. А.И.Хуаде» а. Гатлукай г. Адыгейска
- План мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №4 им. А. И. Хуаде» а. Гатлукай г. Адыгейска на 2023-2024 учебный год
- Приказ № 169 от 31.08.2022 г. » О создании методических групп по всем направлениям функциональной грамотности в МБОУ «СОШ № 4″ а. Гатлукай г. Адыгейска»
- План мероприятий, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся МБОУ « СОШ №4»а. Гатлукай г. Адыгейска на 2022 -2023 учебный год
- Протокол родительского собрания в 8 классе в МБОУ «СОШ № 4 им. А.И. Хуаде» а. Гатлукай г. Адыгейска
- Совещание при завуче по УВР на тему «Формирование функциональной грамотности как одна из задач современного образования»
- Как работать с банком заданий для формирования функциональной грамотности
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
- Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
- Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
- Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
- Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
- Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
- Электронный банк заданий по финансовой грамотности
- Электронный банк заданий по читательской грамотности
- Электронный банк заданий по математической грамотности
- Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности
- Электронный банк заданий по глобальным компетенциям
- Электронный банк заданий по креативному мышлению
- Примеры заданий по математической грамотности
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
- Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности):
Сертификаты участия в проведении дистанционных уроков: